Плавающие танки

Наверное, конструкторам, создававшим первый танк, поначалу и не мечталось видеть свое детище плавающим. Ведь трудно представить громоздкую тяжеловесную машину, предназначенную перемещаться по суше, плавающей, как перышко. Однако идея была замечательной и реализованное техническое решение позволили бы по-новому решать многие боевые задачи, связанные с военными действиями, как на суше, так и в водоемах или при их форсировании.

Человеческий интеллект не останавливается на достигнутом, и первыми дерзнули создать плавающий танк – англичане. Родоначальником всех последующих танков-амфибий стал первый по-настоящему надежный плавающий танк «Виккерс-Карден-Лойда» английской фирмы «Виккерс-Армстронг», созданный в 1930-1931 годах. Плавучесть машины достигалась за счет корытообразной формы корпуса, небольшой массы и поплавков, располагавшихся над гусеницами. Движение по воде происходило за счет гребного винта, а повороты на плаву обеспечивались рулем. И хоть в серийное производство его так и не запустили, единичные экземпляры несколько стран успели закупить. Новая и перспективная военная техника стоит немалых денег, и она может приобретаться лишь состоятельными заказчиками, роль которых в наши дни может сыграть, например, сообщество инвесторов или клуб трейдеров.

На основе «Виккерс-Карден-Лойда» в 1932 году СССР создал собственный плавающий танк Т-33 сильно похожий на свой прототип. Башня была смещена к левому борту и поворачивалась вручную, двигатель располагался по правому борту, трансмиссия находилась в передней части. При массе  в 3 т скорость на суше могла достигать 45 км/ч, а на плаву – 5 км/ч. Затем появился легкий разведывательный танк Т-37, а через 4 года и Т-38. Эти танки поплавков уже не имели, а устойчивость на плаву обеспечивалась только формой корпуса. Танк стал ниже и шире, а усовершенствованная подвеска позволила увеличить плавность хода и скорость. Да и проходимость машины возросла за счет уменьшения давления на грунт. Т-38 оказался наиболее удачным плавающим танком 30-х годов и сходил с заводского конвейера вплоть до 1939 года, когда была разработана более совершенная модель Т-40.

Т-40 имел корпус из катаных броневых листов, соединявшихся клепкой или сваркой. Нижняя часть кормы корпуса имела нишу, где устанавливался четырехлопастной винт и два водоходных руля. Плавучесть машины обеспечивалась формой корпуса, а ходовая часть состояла из 4 опорных обрезиненных катков с каждого борта, переднего ведущего колеса, направляющего колеса с механизмом натяжения и 3-х поддерживающих гусеницу катков сверху. Танк имел в башне спаренную установку пулеметов ДШК и ДТ, причем для скорострельности ДШК был предусмотрен боекомплект кольцевой укладки.

Танк Т-40 претерпел массу модификаций, поскольку в ходе первых боевых действий 1941-1945 годов продемонстрировал очевидную недостаточность вооружения. После войны на вооружение в СССР приняли разработанный в 1949-1951 годах плавающий танк-долгожитель ПТ-76, который благодаря своей маневренности и надежности послужил базой для появления в 1952 году плавающего бронетраспортера БТР-50П, берущего на борт 20 солдат. ПТ-76 был участником многих боевых действий, в том числе и в Чечне. Хорошие новости заключаются в том, что модернизированные прототипы ПТ-76 укрепляют наши вооруженные силы до настоящего времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *