Средний танк Т-28. Трехглавый монстр Сталина.

Из истории создания «маневренных танков». Закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА (УММ РККА) И.Халепским, его заместителем инженером С.А. Гинзбургом во время пребывания на заводах фирмы «Виккерс» в 1930 году собрали всю возможную информацию о новом танке «Виккерс» – 16-ти тонном. Вся полученная информация обобщена и создано 28 января 1931 года танко-тракторное КБ Всесоюзного орудийно-арсенального объединения под руководством С. Гинзбурга.

В рамках секретного договора о военно-техническом сотрудничестве между СССР и Германией были доставлены в СССР прототипы средних танков трех фирм: «Даймлер Бенц», «Крупп» и «Рейнметалл» – всего 6 шт. (по два каждой фирмы). В 1929-1932 годах они проходили испытания под Казанью, в танковой школе КАМА, созданной и оборудованный при помощи немецкой стороны. Созданная там же специальная техническая комиссия – ТЕКО – для обмена научно-технической информацией ознакомилась с результатами испытаний, чертежами всех трех фирм, проведенных немцами в КАМЕ, материалами о «Виккерсе» 16-тонным и это послужило толчком для создания нового советского танка – Т-28. В июле 1931 года готовы проекты. 2 мая 1932 года первый опытный образец Т-28 совершил испытательный пробег. В конце октября 1932 года Совет труда и обороны СССР принял решение об организации серийного производства танков Т-28 на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде, и уже 10 серийных из 12 построенных Т-28 1 мая 1933 года прошли на параде в Москве, а два в Ленинграде.

Всего было построено за 1933-40 года 503 танка Т-28, из них 52 Т-28А (скоростных) способных развить скорость 65 км/ч., первоначально танки вооружались 76,2 мм танковой пушкой КТ-28 с длиной ствола 16,5 калибров, но затем пушкой Л-10 – тоже 76,2 мм с длиной ствола 26 калибров показавшей еще в конце 1936 года неплохие результаты: бронебойный снаряд на дистанции 1000 м пробил 50 мм броневую плиту под углом 30 градусов, что позволяло успешно бороться с любыми танками противника лета 1941 года. По состоянию на апрель 1940 года более 300 Т-28 были вооружены пушками Л-10. На вооружении Германии на 22 июня 1941 года были танки Т-IV – 439 единиц и штурмовые орудия на базе Т-III – 250 единиц вооруженные 75 мм пушками но длинной ствола 24 калибра.

К этому времени (21 июня 41 г.) в РККА находилось 481 единиц Т-28 из них 111 единиц по опыту боев в Финляндии были экранированы (то есть дополнительное бронирование от 15 до 30 мм всех башен и корпуса весом экранировки 4040 кг.).

В «зимней» войне 39-40 гг. участвовала 20я тяжелая танковая бригада имеющая на вооружении 105 Т-28. Вывод: Использование Т-28 как раз для того, для чего их и создавали – для поддержки войск при прорыве сильно укрепленных позиций противника, показали себя с самой лучшей стороны, превосходили все остальные танки по проходимости: свободно передвигались по снегу глубиной 80-90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия.

Бои в Финляндии показали, что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, арт. обстрелы и минные поля. К началу войны (30 ноября 1939 года) 20я тяжелая танковая бригада имела 105 Т-28. В ходе боевых действий на пополнение прибыло с Кировского завода 67 новых танков, т.е. общее количество Т-28, участвовавших в войне – 172 машины. Из статистики потерь: из 482 потерянных танков Т-28, в ходе боев и сразу по завершении восстановлено 386, что составило 80%. Безвозвратные потери (т.е. не подлежащие восстановлению) составили всего 32 танка Т-28 – т.е. около 7%.

Оценка роли 20й тяжелой танковой бригады в прорыве «линии Маннергейма» – в апреле 1940 года Указом президиума Верховного Совета СССР бригаду наградили орденом Боевого Красного Знамени. За мужество и героизм 21 танкист был удостоен звания Героя Советского Союза, а 613 человек наградили орденами и медалями. По сочетанию основных оценочных параметров – подвижности, вооружению и броневой защите – танк Т28 был в конце 30х годов сильнейшим серийным средним танком в мире, танком качественного усиления пехоты.

тактико-технические характеристики: экипаж – 6 человек, Боевой вес – 25,4 – 30 т, двигатель 12 цилиндровый V образный бензиновый мощностью 373 кВт (500 л.с.) Максимальная скорость по шоссе 42 км/ч. Запас хода по шоссе 190-220 км. Вооружение: 76,2 мм ТП и пять 7,62мм пулемета. Боекомплект: 69 выстрелов, 7938 патронов. Преодолеваемые препятствия угол подъема 43-47 градусов, стенка высотой – 1м, брод – 1м, ров – до 3,5 м, толщина сваливаемого дерева – 40 см, ширина гусениц – 380 мм, удельное давление – 0,62 кгс/см квадратных.

Наличие планетарного механизма поворота позволяло разворачивать танк на месте (одна гусеница вперед, другая назад). В настоящее время Т-28 возможно лицезреть в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, а также в танковом музее в г. Пароле, Финляндия.

В ходе «зимней» войны финны захватили два Т-28. В августе 1941 года им досталось еще 10, из которых они отремонтировали и ввели в строй 5 машин. В составе единственной Финской танковой бригады они (7 единиц Т-28) эксплуатировались до 1951 года.

Немцы присвоили трофейным Т-28 свое обозначение Pz.Kpfw.746(r). Количество не превышало 10 машин. Исходя из вышеизложенного следует считать трехбашенный средний танк Т-28 достойным для упоминания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *