30 декабря 1929 года закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И.А. Халепским и инженера Н.М. Тоскина отправились за границу изучать опыт танкостроения. В Германии смотреть было нечего. В Англии же фирма «Виккерс» с большим удовольствием предоставила нашим специалистам возможность ознакомиться со своими последними конструкциями (куплен «Виккерс» 6-ти тонный, превратившийся в СССР в Т-26, а информация английских испытателей о среднем 16-ти тонном «Виккерс» позволила изготовить Т-28).
Тоскин выехал в США и вывез два танка Американского конструктора Дж.Кристи, оформленных через Госдепартамент США как два трактора для «Амторга» (Советско-американская торговая организация) естественно без башен. Первый танк этой славной серии принят на вооружение РККА – БТ-2 (быстроходный танк) в 1931 году экипаж – 3 человека, боевой вес – 10 т., двигатель 12 цилиндров V образный авиационный бензиновый – 400 л.с. максимальная скорость – 53 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колесах. Вооружение – 37 мм ТП и 1-2 пулемета ДТ 7,62 мм, 1932 год БТ-5 тот же колесно-гусеничный, та же 13 мм броня, но двигатель мощнее – 500 л.с., пушка 45 мм с длинной ствола 46 калибров – как на Т-26. 1935 год. БТ-7: усиление бронирования до 15-20 мм, коническая форма башни. И наконец БТ-7М – 39-40 гг.: экипаж – 3 человека, боевой вес – 14,65 т., дизель В-2 – 500 л.с., максимальная скорость по шоссе – 62/86 км/ч, бронирование до 22 мм, запас хода – 600/700 км – какой из легких или средних танков вражеских мог с ним сравниться? Т-I – 140 км, T-II – 200 км, T-III – 165 км, T-IV – 200 км, Чешские 35t – 193 км, 38t – 200 км.
Для справки: Американский легкий танк М-3 и М-5 запас хода – 200 км максимальная скорость – 58 км/ч. Двигатель звездообразный авиационный. Выпуск начался в 41 году, т.е. после окончания производства БТ-7М, и клепали их до конца 1944 года с 37 мм ТП в количестве почти 23000 единиц и почему-то эти танки не считаются «устаревшими» как БТ-7 и БТ-7М.
На танках БТ была применена торсионная подвеска опорных катков, благодаря которой обеспечивалась высокая скорость движения и хорошая проходимость. Сварные корпуса и башни имели современную конфигурацию. Оценивая БТ накануне войны (по данным Статистического сборника №1 (22 июня 1941 г.) Боевой и численный состав ВС СССР в период ВОВ, Москва, Воениздат, 1994 г.) численность их была 7549 единиц (после вычета безвозвратных потерь в Испании, в Монголии, в Финляндии) – то есть в 1941 году на втором месте в мире по численности серия танков – советская: танки БТ, на первом месте – Советский Союз – танки Т-26 – 10026 единиц, между прочим на третьем месте – тоже Советский Союз: серия Т-37А и ее продолжение – Т-38, Т-40 – 3737 единиц – но это уже плавающие танки и про них в следующий раз.
Танки БТ по бронированию равнялись германским танкам (одинаково тонкая – противопульная), а по ходовым качествам превосходили их настолько, что ни Германия и ни одна страна мира не могли с этими характеристиками сравнится тогда, как не могут сравниться и в начале XXI века. Начиная с Маршала Жукова («Воспоминания и размышления») до сегодняшних «ученых мужей» популярные в РККА танки БТ объявляют «устаревшими, огнеопасными», правда некоторые уточняют что БТ-7М произведено 704 единиц в 1939-40 гг., затем были другие не легкие, а средние Т-34 на том же заводе. 45 мм танковые пушки БТ-5, БТ-7, БТ-7М как и на танках Т-26, бронеавтомобилях БИ-10 летом 41 г. Пробивали лобовую броню любых танков Германии. Недаром в последующем в 42-43 годах эти же пушки 45 мм устанавливали на лучшие в мире легкие танки Т-70 второй мировой войны.
На выступления «псевдо ученых» насчет надежности, проходимости «устаревших» БТ следует вспомнить 1945 год, август – стремительный бросок через горы и рисовые поля против японских войск Советских Армий имеющих на вооружении сотни танков БТ.