Обзор танка основанный на личном опыте. Первые стрельбы, вождение танков в военном училище от простого к сложному: сначала изучение, освоение БТРов, БМП затем танки Т-62, Т-64, вождение днем и ночью, стрельбы из вкладного стволика и штатным снарядом. Во время службы в ГСВГ в 23 танковом полку 9 ТД 1 ГВ ТА осуществилась давняя мечта – служить на новейших танках – на Т-80 – права не долго – всего 1 год до прибытия выпускников танковых училищ.
2 и 3 мая 1982 года. Участвовал в разгрузке Т-80 с железнодорожных платформ, обшитых фанерой для маскировки, на весь танковый полк – т.е. 94 машины, под обозначением объект 219.
Т-80 образца 1982 года: экипаж – 3 человека, Б.масса – 46 т. Габариты: длинна с пушкой вперед 9,65 м.; ширина 3,60 м.; высота 2,19 м. Вооружение: 125 мм гладкоствольная пушка 2А46 (Боекомплект 36 выстрелов из них 28 в карусели автомата заряжения), спаренный 7,62 мм пулемет ПКТ, зенитный 12,7 мм пулемет НСВТ.
Силовая установка: газортурбинный двигатель мощностью 1000 л.с. максимальная скорость по шоссе не менее 70 км/ч. Запас хода по шоссе 325 км, с дополнительными тремя двухсотлитровыми бочками – 500 км. Бронирование – противоснарядное, противокумулятивное до 400 мм, разнесенное.
Из опыта эксплуатации: Емкости топливных баков в 1740 кг авиационного керосина едва хватало на 300 км. Т.к. по шоссе мы не ездили, а на остановках продолжительностью менее 1го часа движки не глушили. (за 55 секунд – время запуска турбины – в трубу вылетало не менее 70 литров керосина), а на холостом ходу расход керосина минимальный, хоть и достаточно шумно – ведь глушитель не предусмотрен. Скорость по грунтовым дорогам превышала официальную в 70 км/ч. Изумительная точность стрельбы на ходу на максимальную дальность.
Возможность ведения огня из основного вооружения как наводчика так и командира благодаря сопряженным прицелам позволяла проводить «показные» стрельбы (при посещении важных гостей) практически только на «отлично».
Трудности тоже присутствовали: запуск турбины только от АКБ с помощью достаточно длинных проводов имеющихся в каждой роте. Запуск другими способами (воздухом, с толчка, с помощью выстрела) неприемлем. Выявленные достоинства подсказаны представителями заводов (танки трех заводов: Ленинград, Омск, Харьков в трех батальонах) – возможность поджарить на крышке газохода огромный противень с картошкой всего за 50-60 секунд.