Лучший в мире средний танк разработан, построен до Второй мировой войны под условным обозначением Т-32, принят на вооружение РККА 19 декабря 1939 года под индексом Т-34. К 22 июня 1941 года построено 1400 единиц, затем десятки тысяч во время войны. Отличительные особенности: 1. Бронирование противоснарядное. 2. Длинноствольная пушка 76,2 мм. 3. Дизельный двигатель В-2. 4. Удачная компоновка: карданный вал под боевым отделением – врожденный порок всех германских и американских танков второй мировой войны – отсутствовал, что позволило уменьшить высоту корпуса и соответственно вес. 5. Низкое удельное давление на грунт благодаря использованию широких гусениц.
Тактико-технические характеристики: Т-34 образца 1940 г.: экипаж – 4 человека, боевой вес – 26,5 т., мощность двигателя – 373 кВт (500 л.с.), максимальная скорость – 55 км/ч по шоссе. Запас хода – 230 км на внутренних баках. Бронирование: лоб и борт корпуса, лоб и борт башни – 45 мм, маска пушки – 52 мм. Вооружение: 76,2 мм танковая пушка Ф-32 с длинной ствола 41,5 калибра, спаренный пулемет 7,62 мм ДТ, курсовой пулемет 7,62 мм ДТ. Боекомплект: 86 выстрелов, 2998 патронов, удельное давление на грунт – 0,62 кг/квадратных сантиметров.
Изначально корпуса и башни сваривались. Многочисленные модификации, совершенствования. В 1943 году: новая башня с 85 мм ТП, экипаж 5 человек, командирская башенка Т-34-85. Эти машины по праву называли «хозяином на поле боя». В недавнем прошлом такие танки можно было встретить в разных странах мира: Афганистан, Мали, Хорватия, Конго, Ангола, Лаос.
В последнее время иностранные и наши отечественные специалисты сравнивают средний Т-34-85 с якобы «средним» Т-V «пантерой», что является грубой фальсификацией: соотношение массы: 32 и 45 т. (в мировой практике приняты следующие параметры до второй мировой войны, во время и после: легкие – до 20 т., средние – 20-40 т., тяжелые более 40 т.). Вспомним советские КВ-1С(скоростной), КВ-85 с б.массой до 43 т. – они считались тяжелыми даже фашистами.